Памятка для родителей
Как взаимодействовать с одаренным ребенком
Поддерживайте познавательную мотивацию.
Чтобы стимулировать любознательность ребенка, нужно вызвать у него интерес к деятельности. Для этого нужно создавать дома разнообразную среду, поддерживать детское любопытство, не лениться отвечать на вопросы ребенка. Вместе читайте, исследуйте, посещайте познавательные и культурные мероприятия. Не сводите оценку ребенка к школьной отметке, не включайтесь в родительское соревнование: «А Катя лучше написала».
Интересуйтесь рассуждениями, выводами, способами действия ребенка.
Уважайте интересы ребенка.
У одаренного ребенка обязательно есть выраженные интересы. Они могут казаться взрослым несоответствующими интеллекту ребенка. Например, ребенок с незаурядным интеллектом больше всего интересуется не школьными уроками, а моллюсками. Нельзя обесценивать, критиковать интересы ребенка, называть их несерьезными и бесполезными. Нельзя также навязывать ребенку собственные интересы и решения о его будущей профессии. Все это может блокировать проявление интересов, снизить самооценку, нарушить контакт со взрослыми. Помните, что у одаренного ребенка, как и у любого другого, должно оставаться время на игру и досуг.
Поддержите эмоциональное здоровье ребенка.
Напомните родителям, что часто одаренные дети более ранимые и чувствительные, чем их ровесники. Общаться с такими детьми нужно уважительно и без любого насилия. Стоит поддерживать соответствующий возрасту режим дня с подвижным отдыхом и свободным временем на игру, общение, занятия по вкусу. Культивировать идею победы и превосходных результатов не нужно. Детям надо давать возможность столкнуться с опытом победы и проигрыша, чтобы в будущем они не сводили жизнь к стремлению к отличным результатам. Будьте на стороне своих детей, пресекайте чужие попытки насмешливо комментировать способности ребенка, избегать ситуаций, когда ребенка кто-то «экзаменует», пытается уличить в незнании или неумении. Поддерживайте в ребенке позитивное отношение к его особенностям, уникальности. Открыто и ясно выражайте свои эмоции и переживания, не заставляйте ребенка угадывать, что чувствует родитель. Учите открыто выражать чувства. Признавайте переживания ребенка, не считайте их ерундой, глупостью или чем-то, чего надо избежать.
Помогите ребенку наладить отношения с ровесниками.
Важно помнить, что подружиться можно только добровольно. Поощряйте и поддерживайте стремление ребенка к общению, игре, совместной деятельности с ровесниками. Не стоит критиковать уровень общительности ребенка, называть его застенчивым, замкнутым.
Правила Дэвида Льюиса
по воспитанию одаренного ребенка
- Отвечайте на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
- Предоставьте ребенку комнату или часть комнаты исключительно для занятий.
- Разместите дома стенд или выделите часть стеллажа, где ребенок сможет демонстрировать свои работы.
- Не ругайте ребенка за беспорядок, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Помогайте ребенку строить собственные планы и принимать решения.
- Берите ребенка в поездки по интересным местам.
- Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей.
- Снабжайте ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
- Спрашивайте мнение ребенка, не заставляйте его соглашаться, приучайте мыслить самостоятельно.
- Находите время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Позволяйте ребенку принимать участие в планировании семейных дел, путешествий.